«ОБЩЕСТВО И АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА»
«СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ В АРХИТЕКТУРЕ»
«ТЕОРИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРОСТРАНСТВ И СРЕД»
«ТИПОЛОГИЯ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ»
Общая трудоемкость составляет (зач.ед./час): 2/72 ч.
Цели изучения: изучение основных категорий и положений науки о формировании типов зданий и сооружений, обеспечивающих успешное осуществление процессов труда, быта, отдыха и культуры, нравственного, физического и эстетического воспитания. Изучение номенклатуры, общих характеристик, функционального назначения зданий и сооружений, их градостроительное значение и расположение в застройке поселений. Изучение технических требований к зданиям (класс, капитальность, долговечность, этажность), объемно-планировочные решения (номенклатура, общие принципы планировки домов и помещений в домах по их функциональному назначению), объемно-планировочные параметры (строительный объем, площади, объемно-планировочные коэффициенты и правила их определения).
Основные дидактические единицы (разделы):
Типологическая характеристика зданий. Требования, предъявляемые к зданиям. Классификация гражданских зданий. Планировочные схемы гражданских зданий. Капитальность жилых зданий. Номенклатура типов жилых домов. Типы жилых домов и виды застройки. Общие принципы планировки квартир. Жилые дома усадебного типа. Секционные жилые дома. Жилые дома коридорного и галерейного типа. Общежития. Дома интернаты для престарелых, ветеранов и инвалидов. Специализированные типы жилых домов.
Классификация общественных зданий и сооружений. Объемно-планировочные решения общественных зданий. Общественные здания для образования, воспитания и подготовки кадров. Здания и помещения здравоохранения и отдыха. Физкультурно-оздоровительные и спортивные здания и сооружения. Общественные здания культурно-просветительных и зрелищных учреждений. Здания для предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Здания и сооружения транспорта. Здания коммунального хозяйства.
В результате изучения дисциплины «Типология жилых и общественных зданий» студенты должны:
- знать: номенклатуру, общие характеристики, функциональные назначения зданий и сооружений, их расположение в застройке поселений и градостроительное значение; основные категории и положения науки о формировании типов зданий и сооружений, обеспечивающих успешное осуществление процессов труда, быта, отдыха и культуры, нравственного, физического и эстетического воспитания; которые будут необходимыми для практической работы; современную практику и проблемы развития архитектуры и других сфер средового проектирования, тенденции новейшей мировой архитектуры;
- уметь: анализировать и критически оценивать опыт создания искусственной среды; использовать теоретические знания при разработке архитектурных решений; создавать объекты в городском контексте с учетом эволюции представлений о гармоничной среде.
- владеть: методами анализа архитектурных форм и пространств; методами прикладных научных исследований используемых на предпроектной, проектной стадиях и после завершения проекта.
Виды учебной работы: лекционные занятия
Итог изучения дисциплины - зачёт
«ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Общая трудоёмкость дисциплины составляет: 2 зач.ед. (72 ч.)
Цели и задачи дисциплины:
Целями освоения дисциплины «История материальной культуры» являются: формирование у студентов системы знаний об истории развития мировой материальной культуры древнейших времен до ХХ века, создание у них представления об элементах материальной культуры в их историческом развитии. Курс дополняет следующие дисциплины – историю цивилизаций, историю искусства (в части развития материальной культуры), историю архитектурных стилей и дизайна. Важность данного курса определяется умением использовать в работе соответствующие атрибуты материальной культуры, костюма, быта, относящиеся к конкретной эпохе и стране, что помогает создать необходимую атмосферу и усилить эмоциональное, психологическое воздействие на зрителя художественного произведения.
Задачи дисциплины: поставленные цели освоения дисциплины «История материальной культуры» конкретизируется путем решения в процессе обучения частных задач: изучение основных этапов развития материальной культуры и ее элементов; сформировать представление о культуре быта разных народов; овладение культурой художественного мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков; стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.
Основные дидактические разделы:
Общие понятия и теоретические основы истории материальной культуры.
История материальной культуры первобытного общества (каменный век – бронзовый век – железный век); ранних государств (Древний Египет, государства Ближнего востока, Древний Китай, Древняя Индия, государства Средиземноморья); античного мира (Древняя Греция, Древний Рим).
История материальной культуры стран Европы в эпоху средневековья и возрождения, 5-6 в. – 17 в. (Франция, Англия, Италия, Германия).
История материальной культуры стран Европы в 18 – 19 вв.(Франция, Англия, Италия, Германия).
История материальной культуры Древней Руси и России с древнейших времен и до 18 века.
История материальной культуры стран Восточной Азии от рубежа нашей эры до последней трети 19 в. (Китай, Корея, Япония).
Основные особенности развития материальной культуры в странах Европы, Азии и России в конце 19 в. – первой половине 20 в.
Материальная культура традиционных обществ в 19 – 20 вв. (народы Севера, Африканского континента, Австралии, Южной Америки).
Материальная культура в общем историческом процессе. Основные итоги развития материальной культуры человеческого общества.
В результате освоения дисциплины «История материальной культуры» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
- знать: этапы развития материальной культуры в мировом историческом процессе; особенности развития материальной культуры различных стран и народов; закономерности исторического процесса в области материальной культуры.
- уметь: владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; уважительно и бережно относиться к архитектурному и историческому наследию, культурным традициям; использовать в работе элементы материальной культуры, создавая образ определенной эпохи; оценивать взаимосвязи политических, социальных и художественных особенностей различных культур.
- владеть: общими представлениями о художественных стилях в истории материальной культуры; навыками и культурой системного мышления.
Виды учебной работы: лекции и самостоятельная работа
Итог изучения дисциплины - зачёт
«ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА XX ВЕКА»
Общая трудоёмкость дисциплины составляет: 2 зач.ед. (72 ч.)
Цели и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов архитектурной специальности представления о современном состояний архитектуры и дизайна, тенденциях и динамике ее развития.
Курс рассчитан на студентов старших курсов уже знакомых с общей историей архитектуры и имеющих представление о современной архитектуре, поэтому предназначен для более глубокого изучения и понимания изучаемого предмета с элементами научного анализа.
Задачи изучения дисциплины: ознакомить с современной практикой и теорией архитектуры, творческими методами выдающихся современных архитекторов; выявить исторические и культурные основы современных национальных архитектурных школ; показать проявление и отражение в архитектуре социально-экономического состояния общества, политической системы через трансформацию архитектурных задач и использование выразительных средств; подготовить учащегося к овладению методами самостоятельного анализа произведений архитектуры, что позволит ему свободно ориентироваться во всем многообразии современной архитектурной практики и теории.
Основные дидактические разделы:
Этапы становления и периодизация современной архитектуры. Предпосылки зарождения современной архитектуры. Модерн и его региональные течения. Ранний американский функционализм к. XIX века.
Архитектурные направления и школы в период перед Второй мировой войной. Эклектика и ар-деко, экспрессионизм, функционализм, конструктивизм. Первые школы дизайна и архитектуры Баухаус (Германия) и ВХУТЕМАС (Россия). Архитектура тоталитарных режимов.
Современные направления архитектуры и дизайна второй половины XX века. Неомодернизм, неоэкспрессионизм, регионализм, структурализм, брутализм, метаболизм, постмодернизм, хай-тек, деконструктивизм. Органическая и экологическая архитектура и ее направления.
Тенденции дальнейшего развития архитектуры и дизайна в XXI веке.
В результате освоения дисциплины «История архитектуры и дизайна XX века» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
- знать: историю архитектуры и родственных пространственных искусств в контексте развития мировой культуры; современную практику и проблемы развития архитектуры и других сфер средового проектирования, тенденции новейшей мировой архитектуры; градостроительные, ландшафтные основы формообразования, дизайна архитектурной среды;
- уметь: анализировать и критически оценивать опыт создания искусственной среды; создавать объекы в городском контексте с учетом эволюции представлений о гармоничной среде; использовать исторические и теоретические знания при разработке архитектурных решений;
- владеть: методами анализа архитектурных форм и пространств; методами прикладных научных исследований, используемых на предпроектной, проектной стадиях и после завершения проекта.
Виды учебной работы: лекции и самостоятельная работа
Итог изучения дисциплины - зачёт
«НОН-КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА»
«ПАРАКАТЕГОРИИ НОН-КЛАССИКИ»
Общая трудоёмкость дисциплины составляет: 2 зач.ед. (72 ч.)
Цели и задачи дисциплины:
Цель изучения дисциплины - содействовать приобретению студентами углубленных знаний в области современной эстетики; формирование представлений о категориях нон-классики.
Задачи изучения дисциплины: выработка представлений о наиболее общих понятиях, требованиях и ценностях нон-классической эстетики; приобщение студентов к эстетическим ценностям современного культурного наследия; ознакомление с последними теориями нон-классики; возможность применения категорий нон-классики в архитектурном творчестве; формирование в студенте готовности к самостоятельному освоению эстетических ценностей мировой и отечественной современной культуры.
Основные дидактические разделы:
Понятие нон-классической эстетики, духовные приоритеты пост-Культуры.
Основные паракатегории нон-классики: лабиринт, абсурд, жестокость, повседневность, телесность, вещь, симулякр, артефакт, объект, эклектика, автоматизм, заумь, интертекст, гипертекст, деконструкция.
Современное искусство в контексте категорий нон-классики. Архитектура и категории нон-классической эстетики.
В результате освоения дисциплины «Паракатегории нон-классики» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать: предмет нон-классической эстетики, ее особенности; новые парадигмы эстетического сознания культуры XXвека; категории нон-классической эстетики;
уметь: применять на практике знания нон-классической эстетики; реализовывать знания об эстетической и художественной культуре личности; применять в практической деятельности эстетические понятия и категории нон-классики.
владеть: навыками практической актуализации знаний о нон-классической эстетике; навыками практической реализации знаний об эстетических понятиях и категориях нон-классики; навыками эстетического анализа современного искусства.
Виды учебной работы: лекции и самостоятельная работа
Итог изучения дисциплины - зачёт
«ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА»
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 ЗЕ (72 часа)
Цели и задачи дисциплины:
Бакалавр по направлению подготовки 270100 Архитектура готовится, в первую очередь, к проектной деятельности, в области которой должен решать такие профессиональные задачи как разработка творческих проектных решений, визуализация и презентация проектных решений, выполнение проектной и проектно-строительной документации. Целями освоения дисциплины "Проектная графика" является развитие у обучающихся навыков в изображении различных объектов графическими средствами и умения проиллюстрировать свои проектные идеи; развитие умения чертить, составлять чертежи и проекты; подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению проектов и рабочих чертежей проектов зданий и сооружений.
Основные дидактические единицы (разделы):
Средства проектной графики. Графические редакторы AutoCAD, Archicad, 3D_Max и др. в проектной графике. Линия. Шрифт: Требования и возможности применения в проектной графике. Градиент в проектной графике. Работа со слоями, блоками, библиотечными элементами, вставками, ссылками.
Графические работы: Линейно-шрифтовая композиция; Композиция с использованием штриховки и цвета; Композиция с использованием библиотечных элементов, вставок и ссылок.
Требования и правила оформления проектной документации. Нормативные документы. Стадии проектирования. Состав проекта. Предпроектное предложение. Стадия «Проект». Рабочая документация: стадии«РП» и «РД».
Графические работы: Разработка Предпроектного предложения объекта архитектуры; Разработка стадии «Проект» согласованного объекта; Разработка рабочей документации: стадии «РП» запроектированного объекта.
Презентация, согласование, защита проектной документации. Подготовка Презентации и защита запроектированного объекта
В результате изучения дисциплины «Проектная графика» студент должен:
- знать: методы наглядного изображения и моделирования трехмерной формы и пространства, актуальные средства развития и выражения архитектурного замысла (графические. компьютерные макетные, вербальные, видео), традиции и современные стандарты проектной коммуникации, особенности восприятия проектной информации в различных ее формах архитектором, другими специалистами и непрофессионалами;
- уметь: выбирать формы и методы изображения и моделирования архитектурной формы и пространства;
- владеть: разнообразными техническими приемами и средствами современных профессиональных, межпрофессиональных публичных коммуникаций.
В ходе обучения предусматривается три рейтинг-контроля -
«СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ»
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 ЗЕ (108 часов)
Цели и задачи дисциплины:
Бакалавр по направлению подготовки 270100 Архитектура готовится, в первую очередь, к проектной деятельности, неотъемлемой частью которой являются: теоретическое осмысление, критический анализ и оценка предпосылок, методов, результатов и последствий архитектуры как сферы знания и отрасли деятельности, экспертиза проектных решений.
Архитектурная типология - наука о формировании типов зданий и сооружений, обеспечивающих успешное осуществление процессов труда, быта, отдыха и культуры, нравственного, физического и эстетического воспитания.
В процессе изучения «Современной архитектурной типологии» студентам дается актуальная информация по объектам архитектуры сегодняшнего строительного комплекса и перспективам их развития, а на практических занятиях - возможность прогнозировать типологию и стилистику зданий ближайшего будущего.
Главная цель преподавания дисциплины - дать общее представление о сущности каждого типа современных зданий и сооружений, показать основные тенденции их развития, вооружить студента знаниями, необходимыми ему для практической работы.
Основные дидактические единицы (разделы):
Современные тенденции и перспективы совершенствования типов зданий и сооружений.
Производственные здания: классификация и перспективы дальнейшего развития производственных зданий и сооружений.
Классификация жилища, краткая характеристика основных типов жилых зданий: индивидуальный жилой дом, малоэтажные многоквартирные жилые дома, многоэтажные многоквартирные дома, жилые комплексы. Современные тенденции и перспективы развития жилищного строительства.
Общественные здания. Социальная концепция общественных зданий. Общественные здания и проблемы градостроительства. Здания для образования, воспитания и подготовки кадров: детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения, высшие учебные заведения.
Здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Здания культурно-просветительных и зрелищных учреждений: клубные здания, театры и концертные залы, кинотеатры, цирки, музеи и выставки. Здания и сооружения для здравоохранения, отдыха и спорта: здания и сооружения для здравоохранения, санатории, санатории-профилактории, учреждения отдыха и туризма, здания и сооружения физкультурно-оздоровительные и спортивные.
Здания для органов управлений. Здания для транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания населения.
Архитектурная типология зданий и сооружений и строительная техника – взгляд в будущее.
В результате изучения дисциплины «Современная архитектурная типология» студент должен:
- знать: историю архитектуры и родственных пространственных искусств в контексте развития мировой культуры; основы теории архитектуры как сферы профессиональной деятельности и отрасли знаний; современную практику и проблемы развития архитектуры и других сфер средового проектирования, тенденции новейшей мировой архитектуры; градостроительные, ландшафтные основы формообразования, основы реставрации и реконструкции архитектурного наследия, дизайна архитектурной среды; основы теории архитектурной композиции; региональные и местные архитектурные традиции, их истоки и значение; проблемы сохранения исторического наследия, культурного разнообразия среды;
- уметь: анализировать и критически оценивать опыт создания искусственной среды; создавать объекты в городском контексте с учетом эволюции представлений о гармоничной среде; использовать исторические и теоретические знания при разработке архитектурных решений;
- владеть: методами анализа архитектурных форм и пространств, методами прикладных научных исследований, используемых на предпроектной, проектной стадиях, и после завершения проекта.
В ходе обучения предусматривается три рейтинг-контроля
<< назад |